Мнения исследователей о Российском движении школьников

Сергей ЦЕКОВ, член Совета Федерации от Республики Крым:

— Моя инициатива не противоречит президентскому указу, а дополняет его. Надо подправить Закон об образовании, где не прописана обязанность преподавателей по воспитанию школьников в духе патриотизма. Вместе с тем вижу, что в России уже сегодня патриотическое воспитание находится на высоком уровне. В первую очередь это происходит по запросу общества. Во-вторых, большую роль сыграло воссоединение Крыма и России. В-третьих — благодаря уже принятым документам. Мы с коллегами, другими сенаторами от Крыма, захотели внести также поправки в проект Госпрограммы патриотического воспитания на 2016–2020 годы, чтобы появились критерии оценки эффективности реализации программы. Они могут основываться, по нашему крымскому опыту, на состоянии памятников истории (причем речь не только о сохранности старых, но и об открытии новых), шефстве над ними учебных заведений и результативности поисковых работ. Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН:

— Ничего хорошего не жду. У советской пионерии была единая идеология: «В борьбе за дело Коммунистической партии…». А что здесь будет «клеем»? Я много лет проработал в школе и знаю, что детские организации начинаются не по указу, а с маленького звена, за которым следует дружина, объединение и так далее. А сейчас будет лишь имитация деятельности. Учителям придется еще ломать голову, как отчитываться. Несколько лет назад наш фонд встречался с функционерами Росмолодежи и предлагал создать спектр всероссийских развивающих детских организаций по интересам: юные географы, юные натуралисты, конструкторы, экологи… Окрепнув, они могли бы объединиться в некую детскую Ассоциацию развития. Нам ответили: ну это же так сложно и долго… А нынешняя быстрота приведет лишь к полному «пшику», а то и к большим скандалам.

Светлана ИВАНОВА, директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования:

— Инициатива «Российского движения школьников» давно востребована снизу: педагогами и детьми, занимающимися в системе дополнительного образования. В этой сфере уже есть запрос на координацию действий, некую объединяющую «надстройку». Просто не надо рассматривать РДШ как новую пионерию, только без идеологии, «географически» привязывая его к зданию школы и назначая «ответственным» кого-то из учителей. В таком случае это действительно станет профанацией и кошмаром. На мой взгляд, название должно читаться как «движение детей школьного возраста, увлеченных полезной деятельностью». В таком случае оно послужит эффективной структурой детско-взрослой образовательной общности. В его рамках можно будет координировать проведение мероприятий на разных уровнях между средней школой, вузами и центрами дополнительного образования. Например, тематических олимпиад.

Олег СМОЛИН, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

— Идея правильная. Однако, как говорил Ленин, нет лучшего способа дискредитировать хорошую идею, чем довести ее до абсурда. В данном случае, например, утопить ее в волнах бюрократизации, набежавших с «реформой образования». Каждая школа сегодня заполняет ежегодно примерно триста отчетов по 12 000 показателям. Если к этому добавится еще хотя бы десятая часть бумаг по детскому движению — то лучше бы этого вообще не делать! Почему лидер нашей партии приветствовал образование «Российского движения школьников», несмотря на действующую при КПРФ пионерскую организацию? Потому что поставил общегосударственные интересы выше партийных. Развиваясь, РДШ может органично вобрать в себя и пионеров, и скаутов, и другие детские объединения страны: военно-патриотические, художественные, технические. Это в том случае, конечно, если идею не загубят исполнители.

Игумен ИОАНН (Ермаков), руководитель Центра воспитания молодежи «Национальное достояние»:

— Любое усилие в направлении сплочения детей на основе традиционных ценностей следует приветствовать. Необходима, с одной стороны, определенная «свобода рук» у руководителей движения, с другой — привлечение опыта православных, военно-патриотических детских клубов. Детям сегодня очень нужны взрослые авторитеты — люди нравственные и по-настоящему сильные, способные увлечь за собой. Им часто как воздуха не хватает нормальной здоровой среды общения, порой они ее не находят ни в семьях, ни в школах. Мы хорошо это видим по занятиям в нашем Центре. Всего несколько часов — и ребята на глазах меняются. Наши инструкторы — нередко бывшие военные, а также священники и прихожане-педагоги — могли бы помочь в плане воспитательной работы в РДШ. Не вере подростков учить, а просто восстанавливать нормальное самосознание и чувство товарищества, иерархию жизненных ценностей. А это основа не только патриотизма, но и вообще любого развития.

Ксения РАЗУВАЕВА, директор ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»:

— Мы обязательно примем участие в становлении движения. Пока рано говорить, будет ли организация напоминать пионерию, сейчас нам очень важно, чтобы она была интересна и полезна детям, а значит, эффективна. Когда у нас появится реальный план мероприятий, понимание структуры, задач и условий работы, можно будет с чем-то сравнивать. Но мы рассчитываем, что школьники заинтересуются волонтерской деятельностью, отчасти даже военной патриотикой, которая выражается, например, в работе над благоустройством памятных мест. И когда разговор пойдет уже о конкретном наполнении, мы, безусловно, будем сторонниками того, чтобы эти ключевые для нас направления были там отражены.

http://portal-kultura.ru/articles/history/124195-skau..